Посмотрел Дюну: Часть вторую

Вильнев держит марку. Говно унылое.

Ладно, подробнее. То, что #Вильнев никакой не интеллектуальный режиссер-визионер, а претенциозный хипстер и позер — я впервые заподозрил наблюдая надпись «Целина» в открывающей сцене #BladeRunner 2049, которая ни к чему не привела. Потом последовала цитата из Робинзона Круза при нелепом появлении Декарда, ну а далее вообще оказалось, что весь фильм лютое дырявое хер пойми что, а Райан Гослинг ходил по заброшенному заводу 10 минут не с глубоким смыслом, а просто так. 

Первая #Дюна это ощущение закрепила. Эмоции были разные — с одной стороны, очень свой взгляд на вселенную Дюны, с оригинальным настроением и запоминающейся эстетикой. С другой — тягомотно, скучно, с самой ленивой операторской работой на свете, с выкидыванием многих сюжетных деталей, с простыми, унылыми диалогами, фанерными героями и минимум действия. Анимированный комикс, а не фильм. Да, кадры красивые, можно резать на открытки, но это не кино. Самое ужасное, что эту манеру переняли многие режиссеры современности и кино последних лет снято именно операторски — супер-лениво. Вильнев тратил очень много экранного времени на статичные планы, но при этом ленился рассказать, как ментат умудрился отключить планетарную защиту. Два с половиной часа рантайма, а вместо сценария — звенящая пустота, вместо режиссуры — анимированные картинки. 

Второй фильм поначалу очень даже старается исправить некоторые проблемы. Оператор, хоть и нехотя, научился двигать камеру. Единственное, что оправдало для меня поход в кинотеатр — сцена поездки на черве. Кадры просто чумовейшие, полностью передают ощущения героев, и саунддиз ебовейший — чувствуешь весь песок, который летит им в рожу. Экшен-эпизоды красиво поставлены, а величественно заваливающиеся харвестеры и падающие орнитоптеры прям выдавливают заветное «вау». Еще в первой половине фильма неплохо с динамикой — скучные диалоги быстро сменяются интересными событиями, показывают всякие мелочи быта фрименов, интриги набирают обороты, а в перемешку с этим хлопаются харвестеры и даже бывает музыка вместо саунддиза проскакивает. 

Но потом вся эта конструкция начинает разваливаться, потому что Вильнев-  это Вильнев. Многие моменты книги упрощены не в угоду интересности, а чтобы он мог дольше показывать скучные диалоги и банальные сцены принятия Пола в ряды фрименов. Причем, сценарий настолько лишен мяса, что в фильме буквально ничего не происходит, кроме краткого пересказа книги и взрывающихся харвестеров. Да и экшен практически всегда резко обрывается, не успев толком начаться. И ты даже понимаешь почему — единственная подробно раскрытая сцена атаки на харвестер заканчивается тем, что фримены хреначат его какими-то супер-лазерами и красиво взрывают практически с одного выстрела. Но до этого они же зачем-то минут 10 устраивают засаду, в рукопашку мочат харконенов, и укрываются за конструкцией харвестера в попытках сбить орнитоптер. Зачем все это происходит смотрящему решительно непонятно — ведь можно было хлопнуть всех супер-лазером. И только если вы уже в курсе лора Дюны, то понимаете, почему все именно так происходило. Режиссеру неинтересно вам что-то объяснять. И вот в этом весь Вильнев — в содержание и повествование он не может вообще, только в эстетику и она его настолько захватывает, что он не может остановиться и это буквально зарывает фильм.

Но во второй половине второй части Дюны становится еще и очевидно, что режиссеру просто больше нечего показывать. Арсенал красивых кадров закончился и начались повторения. Новые сцены принятия Пола уже вызывают зевки, а на них потрачено столько минут хронометража, что на внятный финал его просто не остается. А главное — полностью выдыхается и оригинальная эстетика, не меняющаяся тональность фильма просто откровенно заебывает.

Все эти обесцвеченные кадры, постоянные серость и безэмоциональность — из фишки превращаются в надоевшую обыденность, и даже классно ебащущий сабвуфер и одинаково взрывающиеся харвестеры и постройки откровенно утомляют. Просто потому что ничего другого в обоих фильмах нет, а кино — это не набор анимированных картинок, одинаково покрашеных и разложенных в хронологическом порядке под томную музыку.

Толковая режиссура не сводится к созданию одного настроения для пяти часов хронометража.

Кино может захватывать и удивлять, менять настроение и играть эмоциями, ожиданиями и самим зрителем — Вильнев про это, похоже, не знает. Сюжет Дюны крутой, но он в руках бездаря, которому важно красиво эстетски выебываться, а не снимать кино. И к финалу второй части это стало совсем уж очевидно. Вильнев как Зак Снайдер, только вместо слоу-мо — статичные картинки с претензией, но все так же без содержания.

Прокрутить вверх