Broken Sword 5: The Serpent’s Curse

На отдых специально взял пачку квестов — в обычные будни на них просто нет времени. Так вот, должен сообщить, что Broken Sword 5 (на который собирали деньги на кикстартере) у меня в списке лучших игр последних лет. Приключения французской журналистки и американского адвоката намертво приковывают к экрану, независимо от того, были ли вы знакомы с ними раньше. Чарльз Сессил — единственный, кто, помимо Тима Шейфера (Broken Age на очереди), действительно умеет работать в жанре. Да, он не придумал ничего нового со времен, когда изобрел первый Broken Sword, но его потрясающие персонажи и сценарии до сих пор выделяются на фоне остальных. Лично у меня именно Broken Sword в первую очередь ассоциируется со словом «квест» — ослепительно красивый, двухмерный, уютный, отлично написанный, смешной, с большим вниманием к деталям.
brokensword shadow of the templars
Насколько уникальна и интересна Broken Sword? Для тех, кто не застал игру в 90-е, объяснить это, конечно, сложно. Но вот вам факт: компания Apple в преддверии выхода iPad сама обратилась к Сэссилу и попросила портировать первые две игры на iOS. Ну, или вот еще один — нашумевший «Код Да Винчи» был нагло слизан с первого Broken Sword, чего Сэссил до сих пор не может простить Дэну Брауну (чуть ли не хуями его кроет, когда не на камеру, хоть и ругаться, такое чувство, не умеет). Причем, потырен изуверски — по сути, в книге Брауна хороши только идеи Сессила, а собственный креатив граничит с ересью. Сессил был фактически первооткрывателем темы Тамплиеров в массовой культуре задолго «до того, как это стало мейнстримом». Честно говоря, я в детстве из Broken Sword о них и узнал, как и многие мои друзья.
brokensword sleeping dragon
После феноменальных первых двух частей (они, кстати, есть на русском языке) наступила эпоха 3D. Revolution Software (компания формата «Сессил и друзья») была вынуждена превратить игру в приключение формата «пропрыгай по скале, хватаясь за уступы, и двигай ящики», но все же классическая квестовая логика в ней осталась. К сожалению или к счастью, Revolution — не Naughty Dog, и экшеновый геймплей у них совсем не получился, да и в целом игра страдала многими болячками. Но лично я, да и многие поклонники Broken Sword, ей все это простили — все-таки фирменный юмор остался на месте, а приключение вышло вполне запоминающимся.
THQ очень хотела 4 часть, и быстро. Я как раз пересекался с Сэссилом, когда он ее делал. Помню, тот хвастался, что впервые отдал все на аутсорс, а в Revolution работает 3 человека, он ни о чем не парится и занимается только креативом. Видимо, не очень подходящий для него вариант, потому что Broken Sword 4 оказалась самой слабой игрой в серии. Правда, я в нее почти не играл — слишком много негатива было вокруг.

Прошло несколько лет, Сэссил переиздал оригинальные Broken Sword во всех возможных форматах: от iOS до Wii. Заработанные деньги он вложил в самостоятельное производство пятой игры, а недостающие средства попросил на кикстартере. В результате вместо 400к собрал все 800 и вновь создал одну из самых прекрасных приключенческих игр в истории.
brokensword 8
Пятая часть больше не заигрывает с 3Д и консолями, а возвращается к истокам — она выглядит также ослепительно красиво, как первые две игры серии, разве что анимирована на компьютере и персонажи трехмерные. Но в остальном все вновь как в первый раз — нестареющие Джордж и Нико невероятно очаровательны, искрометно шутят, а новая история эффектно держит и наращивает интригу, раскручивая простое ограбление до международного масштаба с русскими лондонскими олигархами и тайными обществами.
От темы Тамплиеров Сэссил отошел окончательно — помимо ненависти к Брауну, на этот шаг его подтолкнул еще тот факт, что «Код» сделал тему слишком уж заезженной. Сюжет пятого Broken Sword связан с гностицизмом. В 1945 году в Египте нашли Евангелие от Гностиков с альтернативным взглядом на христианство — на Книгу Бытия, на роли Бога и Дьвола. Сэссил набрел на тему и, не на шутку впечатлившись, завертел новую историю вокруг таинственной картины с гностическими символами. Как и в случае с первым Broken Sword, игра неминуемо подталкивает вас изучить тему хотя бы поверхностно, что само по себе прекрасно.
brokensword 3
Наряду с глубоким контекстом, Broken Sword поражает своей простотой и дружелюбностью. Здесь очень уютно, все задники потрясающе нарисованы, герои мастерски прописаны и озвучены, а загадки логичны и не заставляют биться в агонии. Даже в чуть более сложных местах получаешь истинный кайф, разгадав шифр, связанный с первым изданием «Войны и мира». Совсем уж фанаты жанра ругают игру за излишнюю простоту загадок, но это как раз прекрасно. Broken Sword 5 заставляет вас думать, не сводит все к простому перебору вариантов, но и не перегибает, позволяя наслаждаться главным — уютной атмосферой и яркими диалогами. Плюс в игре появились нестандартные сцены, выбивающиеся из привычной квестовой рутины: то Джорджу нужно прикинуться трупом на реконструкции преступления, а он в этот момент пытается допросить священника, то предлагают загримироваться под другого человека. Вообще, очень давно в игре я не видел настолько «ручной работы». Прямо чувствуешь трепетное отношение к каждой сцене.
brokensword 5-2brokensword 7
brokensword 6
Broken Sword ни на секунду не забывает, что она просто игра, и у нее есть условности, над которыми можно и нужно шутить. Огромный инвентарь? Даже самые нелепые предметы можно сунуть персонажам и послушать уморительный диалог. Попытались что-то украсть в комнате с вредной секретаршей, а она увидела это чуть ли не затылком (давняя условность всех квестов)? Джордж обязательно пошутит про периферическое зрение. Решили отвлечь ее, выйдя из офиса и позвонив ей по телефону? Готовьтесь улыбнуться. В сцене герой ловит таракана в спичечный коробок? Пускай таскает его с собой всю игру и троллит окружающих. А еще — назовет его Тревором и прокомментирует поступок в духе «От этого имени веет порядочностью и спокойствием». Отсылки вообще всю игру прекрасные, и от них становится тепло на душе. Араб, только что открывший торговую лавку, жалуется на сломанную неоновую вывеску и предлагает придумать узнаваемый бренд из оставшихся горящих букв, при этом в разговоре вставляет фразы вроде «a whole new world», и ты потихоньку понимаешь, что ему нужно. Для преданных фанатов серии — масса фансервиса и пересечений со старыми героями. Запоминающиеся персонажи — почти все. Даже рядовой охранник российского олигарха в душе оказывается ранимым садоводом, который делает боссу подарок — стрижет куст в виде двуглавого орла.
brokensword 4
brokensword 1brokensword 2
Конечно, есть у всего этого великолепия и недостатки. По мелочи — анимации местами слишком условны, компьютерное интро сильно проигрывает рисованным заставкам оригинальных игр, некоторые сцены с трупами могут не прийтись всем по вкусу. Главное разачарование — игру распилили на две части, как и Broken Age, чтобы выполнить обещания перед baker’ами. В первой половинке порядка 6 часов геймплея, но нет кое-чего важного из формулы Broken Sword — экзотических стран и приключений по всему миру. Герои только пару раз выбираются в Лондон. Но так было и в оригинале — начало сугубо в Париже, а дальше понеслось. Финал эпизода, очевидно, отправляет нас в Каталонию, так что уверен — все будет отлично. С нетерпением жду февраля, ибо независимо от объективных фактов — это одно из самых приятных впечатлений последних лет. Играя в Broken Sword 5 я вспомнил, что такое настоящий квест, насколько интересным и уютным он может быть. И сразу понял, почему меня не цепляли игры этого жанра последние годы — их просто делали не те люди.

UPDATE: Вот тут находится ЖЖ киевлянки Тани, которая уже год работает внештатным художником Revolution и только-только на несколько месяцев съездила поработать в главный офис в Йорке. В дневнике много лирики, но есть интересные заметки: начало, удаленка, приглашение, работа в офисе.
Судя по ЖЖ, кстати, она еще работает над новым Beneath a Steel Sky, так что все круто 🙂
Спасибо The Depechist за наводку.

Прокрутить вверх