Посмотрел залпом Fallout Джонатана Нолана

Посмотрел залпом Fallout Джонатана Нолана и это совершенно ядерный и неожиданный во всех смыслах сериал. От собственно сюжета, который отлично держит у экрана, трудолюбивого подхода к героям и материалу, до глобальной значимости для вселенной игр и неожиданно смелой актуальной критики США, воук-культуры и капитализма в целом.

Fallout — одна из самых культовых игровых вселенных, в которых ретрофутористические США были уничтожены красными в ядерной войне, а немногие выжившие переживают полураспад в подземных бункерах в ожидании Reclamation Day, когда наконец можно будет выбраться на поверхность и перезаселить Землю. Это постапокалиптические игры с большими открытыми мирами, свободой действий, каждый раз рассказывающие индивидуальное приключение, которое очень маленькими порциями раскрывает историю мира в целом. И сериал очень изящно этим пользуется — авторы не экранизируют никакой из сюжетов видеоигр, а рассказывают свою историю в мире, который эти игры создали, распихивая во все углы отсылки для фанатов, но при этом выстраивая свою стройную историю по законам кинематографа с огромным количеством героев и повествованием в нескольких временах. В итоге, и новым зрителям все понятно, и тем, кто последние 30 лет играет в Fallout интересно. Экранизировать The Last of Us так, например, не получилось бы.

Удивительно, но весь привычный PR bullshit, который Джонатан Нолан и товарищи выливали в интернет последние месяцы оказался никаким не буллщитом. Этот сериал действительно снимали так, будто это Fallout 5. Однако во многом он идет куда дальше и играет по-крупному. Запутанная история первого сезона не только обладает собственной интригой, но и с каждой серией поднимает ставки все выше в глобальном сюжете.

Конечно, определенные пласты сериала поймут только те, кто играл в игру и желательно с первой части, но Нолану прям мастерски удается усидеть на двух стульях. Мощной линией через сюжет проходит возрождение Братства Стали — религиозного рыцарского ордена, который охотится за высокими технологиями. И для нового зрителя они просто будут просто странноватым оммажем на рыцарей круглого стола и чуваками с крутой броней. Но игравших в этот момент будут посещать совсем другие мысли — так ли хороши рыцари в сияющих power armor, как тебе казалось в детстве? Это прям буквально линия одного из героев (Максимуса), который будучи маленьким увидел этот образ и решил посвятить себя ордену. И Fallout настолько изящно дергает эти ниточки, что сомнений нет — Джонатан Нолан просто ядерный фанат всех игр и знает их наизусть. Постоянно отовсюду видны подмигивания и «шутки для своих». Как минимум, гогот на сцене с водным чипом игравшим обеспечен. Ну, а в момент, когда героиня рассматривает историю превращения Shady Sands в Новую Калифорнийскую Республику впервые за весь сериал начинает играть музыка не восхитительного Романа Джавади, а тот самый трек Иона Зура — тут прям уже обнять всех, кто это снимал хочется. Ну, и вход в обсерваторию многих заставит смахнуть ностальгическую слезу. Начали играть с Fallout 3-4? Для вас домашний робот-потрошитель, та самая заправка, собака и много чего еще. Ну, или как насчет долгожданного ответа на сокровенные вопросы про убежища? Как их построили в таком количестве, почему разные убежища ставили эксперименты по социальному устройству и как вообще все так получилось? Тут сериал неожиданно превращается в прямо таки анти-капиталистическое послание. И, скажем так, некоторые долгожданные ответы сперва кажутся слишком натянутыми, но потом ты вспоминаешь реальный мир, что сейчас происходит, как легкомысленно мир меняет тотже бигтех, и заодно как они массово строят бункеры и приходишь к мысли — да не так уж оно все и натянуто.

Ну, и сквозной линией через весь сериал проходит прямо сильное анти-воук настроение — наивные борцы за все хорошее, боящиеся брать ответственность (в том числе за собственные поступки), постоянно разбрасывают мозги и кишки во всех направлениях под натиском жестокости реального мира.

И совершенно удивительно все эти сюжетные сложности не мешают быть Fallout хорошим кино с своим выверенным темпом, знающим когда дать эмоций, когда посвятить время героям, а когда ввернуть кровавого, стильного и одновременно смешного экшена. Тут тоже сложно не аплодировать — фирменный ироничный ретрофутуризм в перемешку с кровавостью очень легко увести в треш или полную несерьезность. Сериал четко проходит по этой тонкой линии, вовремя натягивая маску серьезности до состояния «верю!» и тут же подстягивает, чтобы разрядить зрителя.

Картину лишь немного портит излишне простое перемещение героев по пустоши (в игре шагу ступить нельзя, чтобы на тебя что-нибудь да не вылезло) и сцены в духе «пулемет стрелял, стрелял, да не попал». Но вот на это самому Нолану как раз откровенно пофиг и это видно — фокус совсем на другом.

За 8 серий сериал Fallout рассказывает и сводит вместе столько сюжетных линий, показывает столько мест и персонажей, вворачивает столько смыслов и делает это все настолько обстоятельно и с любовью к кинематографу, что, да, блин, Нолан — Гений. Только не тот, что Оскара получил, а тот, что ему сценарии все это время писал. Это просто невероятный труд и даже без ощущения конвейерного производства, как в том же The Last of Us. Просто удивительная, аномальная история для современного кино.

Прокрутить вверх