Broken Sword 5: The Serpent’s CurseИгрыИзбранное

brokensword 9

На отдых специально взял пачку квестов — в обычные будни на них просто нет времени. Так вот, должен сообщить, что Broken Sword 5 (на который собирали деньги на кикстартере) у меня в списке лучших игр последних лет. Приключения французской журналистки и американского адвоката намертво приковывают к экрану, независимо от того, были ли вы знакомы с ними раньше. Чарльз Сессил — единственный, кто, помимо Тима Шейфера (Broken Age на очереди), действительно умеет работать в жанре. Да, он не придумал ничего нового со времен, когда изобрел первый Broken Sword, но его потрясающие персонажи и сценарии до сих пор выделяются на фоне остальных. Лично у меня именно Broken Sword в первую очередь ассоциируется со словом «квест» — ослепительно красивый, двухмерный, уютный, отлично написанный, смешной, с большим вниманием к деталям.
brokensword shadow of the templars
Насколько уникальна и интересна Broken Sword? Для тех, кто не застал игру в 90-е, объяснить это, конечно, сложно. Но вот вам факт: компания Apple в преддверии выхода iPad сама обратилась к Сэссилу и попросила портировать первые две игры на iOS. Ну, или вот еще один — нашумевший «Код Да Винчи» был нагло слизан с первого Broken Sword, чего Сэссил до сих пор не может простить Дэну Брауну (чуть ли не хуями его кроет, когда не на камеру, хоть и ругаться, такое чувство, не умеет). Причем, потырен изуверски — по сути, в книге Брауна хороши только идеи Сессила, а собственный креатив граничит с ересью. Сессил был фактически первооткрывателем темы Тамплиеров в массовой культуре задолго «до того, как это стало мейнстримом». Честно говоря, я в детстве из Broken Sword о них и узнал, как и многие мои друзья.
brokensword sleeping dragon
После феноменальных первых двух частей (они, кстати, есть на русском языке) наступила эпоха 3D. Revolution Software (компания формата «Сессил и друзья») была вынуждена превратить игру в приключение формата «пропрыгай по скале, хватаясь за уступы, и двигай ящики», но все же классическая квестовая логика в ней осталась. К сожалению или к счастью, Revolution — не Naughty Dog, и экшеновый геймплей у них совсем не получился, да и в целом игра страдала многими болячками. Но лично я, да и многие поклонники Broken Sword, ей все это простили — все-таки фирменный юмор остался на месте, а приключение вышло вполне запоминающимся.
THQ очень хотела 4 часть, и быстро. Я как раз пересекался с Сэссилом, когда он ее делал. Помню, тот хвастался, что впервые отдал все на аутсорс, а в Revolution работает 3 человека, он ни о чем не парится и занимается только креативом. Видимо, не очень подходящий для него вариант, потому что Broken Sword 4 оказалась самой слабой игрой в серии. Правда, я в нее почти не играл — слишком много негатива было вокруг.

Прошло несколько лет, Сэссил переиздал оригинальные Broken Sword во всех возможных форматах: от iOS до Wii. Заработанные деньги он вложил в самостоятельное производство пятой игры, а недостающие средства попросил на кикстартере. В результате вместо 400к собрал все 800 и вновь создал одну из самых прекрасных приключенческих игр в истории.
brokensword 8
Пятая часть больше не заигрывает с 3Д и консолями, а возвращается к истокам — она выглядит также ослепительно красиво, как первые две игры серии, разве что анимирована на компьютере и персонажи трехмерные. Но в остальном все вновь как в первый раз — нестареющие Джордж и Нико невероятно очаровательны, искрометно шутят, а новая история эффектно держит и наращивает интригу, раскручивая простое ограбление до международного масштаба с русскими лондонскими олигархами и тайными обществами.
От темы Тамплиеров Сэссил отошел окончательно — помимо ненависти к Брауну, на этот шаг его подтолкнул еще тот факт, что «Код» сделал тему слишком уж заезженной. Сюжет пятого Broken Sword связан с гностицизмом. В 1945 году в Египте нашли Евангелие от Гностиков с альтернативным взглядом на христианство — на Книгу Бытия, на роли Бога и Дьвола. Сэссил набрел на тему и, не на шутку впечатлившись, завертел новую историю вокруг таинственной картины с гностическими символами. Как и в случае с первым Broken Sword, игра неминуемо подталкивает вас изучить тему хотя бы поверхностно, что само по себе прекрасно.
brokensword 3
Наряду с глубоким контекстом, Broken Sword поражает своей простотой и дружелюбностью. Здесь очень уютно, все задники потрясающе нарисованы, герои мастерски прописаны и озвучены, а загадки логичны и не заставляют биться в агонии. Даже в чуть более сложных местах получаешь истинный кайф, разгадав шифр, связанный с первым изданием «Войны и мира». Совсем уж фанаты жанра ругают игру за излишнюю простоту загадок, но это как раз прекрасно. Broken Sword 5 заставляет вас думать, не сводит все к простому перебору вариантов, но и не перегибает, позволяя наслаждаться главным — уютной атмосферой и яркими диалогами. Плюс в игре появились нестандартные сцены, выбивающиеся из привычной квестовой рутины: то Джорджу нужно прикинуться трупом на реконструкции преступления, а он в этот момент пытается допросить священника, то предлагают загримироваться под другого человека. Вообще, очень давно в игре я не видел настолько «ручной работы». Прямо чувствуешь трепетное отношение к каждой сцене.
brokensword 5-2brokensword 7
brokensword 6
Broken Sword ни на секунду не забывает, что она просто игра, и у нее есть условности, над которыми можно и нужно шутить. Огромный инвентарь? Даже самые нелепые предметы можно сунуть персонажам и послушать уморительный диалог. Попытались что-то украсть в комнате с вредной секретаршей, а она увидела это чуть ли не затылком (давняя условность всех квестов)? Джордж обязательно пошутит про периферическое зрение. Решили отвлечь ее, выйдя из офиса и позвонив ей по телефону? Готовьтесь улыбнуться. В сцене герой ловит таракана в спичечный коробок? Пускай таскает его с собой всю игру и троллит окружающих. А еще — назовет его Тревором и прокомментирует поступок в духе «От этого имени веет порядочностью и спокойствием». Отсылки вообще всю игру прекрасные, и от них становится тепло на душе. Араб, только что открывший торговую лавку, жалуется на сломанную неоновую вывеску и предлагает придумать узнаваемый бренд из оставшихся горящих букв, при этом в разговоре вставляет фразы вроде «a whole new world», и ты потихоньку понимаешь, что ему нужно. Для преданных фанатов серии — масса фансервиса и пересечений со старыми героями. Запоминающиеся персонажи — почти все. Даже рядовой охранник российского олигарха в душе оказывается ранимым садоводом, который делает боссу подарок — стрижет куст в виде двуглавого орла.
brokensword 4
brokensword 1brokensword 2
Конечно, есть у всего этого великолепия и недостатки. По мелочи — анимации местами слишком условны, компьютерное интро сильно проигрывает рисованным заставкам оригинальных игр, некоторые сцены с трупами могут не прийтись всем по вкусу. Главное разачарование — игру распилили на две части, как и Broken Age, чтобы выполнить обещания перед baker’ами. В первой половинке порядка 6 часов геймплея, но нет кое-чего важного из формулы Broken Sword — экзотических стран и приключений по всему миру. Герои только пару раз выбираются в Лондон. Но так было и в оригинале — начало сугубо в Париже, а дальше понеслось. Финал эпизода, очевидно, отправляет нас в Каталонию, так что уверен — все будет отлично. С нетерпением жду февраля, ибо независимо от объективных фактов — это одно из самых приятных впечатлений последних лет. Играя в Broken Sword 5 я вспомнил, что такое настоящий квест, насколько интересным и уютным он может быть. И сразу понял, почему меня не цепляли игры этого жанра последние годы — их просто делали не те люди.

UPDATE: Вот тут находится ЖЖ киевлянки Тани, которая уже год работает внештатным художником Revolution и только-только на несколько месяцев съездила поработать в главный офис в Йорке. В дневнике много лирики, но есть интересные заметки: начало, удаленка, приглашение, работа в офисе.
Судя по ЖЖ, кстати, она еще работает над новым Beneath a Steel Sky, так что все круто 🙂
Спасибо The Depechist за наводку.

  • Дмитрий Тронин

    из недавних квестов же были отличные игры от pendulo studios
    правда из runaway я играл только во 2 часть, 3 отказывается работать на не широкоформатном мониторе
    но зато с удовольствием прошел их последнюю игру the next big thing, просто замечательный квест
    а так в детстве из квестов только в сибирь 2 играл, а потом и первую часть прошел так что эта дилогия навсегда в сердце, сейчас в стиме она кстати стоит меньше 100 рублей

    • Про квесты от пендуло и сказано в тексте.

      • Дмитрий Тронин

        ну runaway пожалуй была на любителя
        а вот the next big thing реально шикарный, душевный и прост очень приятный квест

  • Александр Ефремов

    Я играл почти во все broken sword но до конца прошел только angel of death, интересная игра была. У квестов есть недостаток в том что они много времени отнимают при этом экшен заменяется загадками, трудновато на такие игры перестраиваться после стрелялок. Надо будет поиграть, отвлечься наконец от battlfield 4))))

  • Reload

    Какой душевный текст.

  • SKID

    Серия BS прошла мимо меня, как-то не тянуло к ней. Зато впечатлился в те времена Myst’ами, Full Throttle, Neverhood, Larry 7, первыми ПиВИЧ, LBA2, TLJ&Dreamfall,…Ну и любимейшая — Grim Fandango!!! После этого другие квесты меня не цепляли, в т.ч. те же Syberia и Runaway.
    Заглядываюсь иногда на Deponia, норм-нет серия?
    BS5, может, заценю

  • Андрей Королёв

    Картинка где Джордж стоит рядом с пилотом который выиграл свой самолёт в покер, вызывает кучу эмоций ).

  • Nikolay Nikolay

    В детстве очень любил вторую часть этой серии — The smoking mirror.
    Остальные части к сожалению, не цепанули.

  • The Depechist

    Знаете ли вы что «цвет» для всей игры делала на аутсорсе украинка, которая просто нашла эту вакансию по объявлению?) И судя по всему она же будет работать над графикой к следующей части Beneeth A Steel Sky. Вот её ЖЖ http://riarey.livejournal.com/

  • Alexander Nevzorov

    На сайте игры написано, что она и для андроида, но не могу найти в плеймаркете.
    Какие вообще даты выхода на разных платформах?

  • nekita124rus

    Прекрасный обзор. На пк ставить оригинальные игры не буду — времени нету, а на мой слабый андроид скачать scumm и образ 1-ой и 2-ой части bs(на русском) вполне нужно. А уже потом приобщиться к 5 части

  • Антон, вы наверно уже видели новость о том, что Геллоп хочет выйти на кикстартер с его новой игрой. Как считаете, сможет ли он придумать, что-то действительно новое и будете ли спонсировать? =)

  • igorcell

    Игра несомненно хорошая, интригующая и уютная, хотя лучшим квестов последних лет не назвал бы ее. С другой стороны, все зависит от второго эпизода и финала, так как обрывается все на самом интересном месте. Совершенно понимаю, почему новая аудитория ее недолюбливает: до них просто не доходят отсылки к первым частям и фансервис. Юмор вообще один из лучших!
    Кстати, самым лучшим квестом за последнее время считаю The Whispered World от Daedalic. Вообще самая сказочная игра.
    Еще очень жду The Broken Age — ей очень повезло оказаться первым крупным релизом года, прям настроение задаст.

    • EugeneCole

      А мне вот у Daedalic больше квесты по Dark Eye понравились. Кстати, недавно заходил на их сайт а там в графе » In Development » значится The Whispered World 2 . Очень этому рад 🙂 . Вообще очень люблю их рисовку, картины они рисуют просто волшебные.

      • igorcell

        Поддерживаю, The Dark Eye: Chains of Satinav была тоже прекрасна)

  • Dmitri

    Прочитав это, я решил поиграть в игры этой серии…

  • Владимир

    tl:dr

  • Антон Миронов

    Антоха молодец. Отличный обзор, кратки и по существу. Был не раз в Париже, играл в несколько игр серии, атмосфера и юмор непередаваемы. А художники- талантища!

  • Вообще я не фанат подобного жанра. Квестов играл и прошел очень мало. Но после прочтения этой статьи твёрдо решил — играть!