Обзор Хардкор (Hardcore Henry)

7 апреля в мировой прокат отправится «Хардкор» — экспериментальный экшен режиссера Ильи Найшуллера и продюсера Тимура Бекмамбетова. На днях состоялся закрытый показ картины, на котором присутствовал сам режиссер и главный герой этого уникального действа трейсер Сергей Валяев. История «Хардкора» началась три года назад, после того, как вышел клип на песню «Bad Motherfucker» инди-рок-группы Biting Elbows, солистом, гитаристом и продюсером которой и является Илья. Он же выступил режиссером клипа и немедленно попал под пристальное внимание мировой, как музыкальной, так и кино индустрии — 32 миллиона просмотров на Youtube не шутки. Тогда же Тимур Бекмамбетов предложил ему сделать полнометражный экшен в такой же стилистике — от первого лица, снятый на GoPro. Найшуллер согласился не сразу — он был занят подготовкой съемок сериала в более сложном жанре.
«Тогда Тимур спросил у меня — «Ты вот хочешь сходить в кино и посмотреть крутой боевик? Ну, так или и сними его»».
hardcore_0
Спустя три года «Хардкор» сорвал овации и выиграл главный приз кинофестиваля в Торонто, немедленно был куплен в американский прокат за $10 миллионов долларов. Изначальный бюджет в 2 миллиона долларов был превышен, деньги даже пришлось собирать при помощи краудфандинга. Очень много времени ушло на эксперименты, многие сцены пришлось переснимать, когда были найдены более удачные технические и творческие решения.
«Любое кино тяжело снимать, но вдвойне тяжело снимать то, что никто никогда не делал» — говорит Найшуллер.
Но это определенно того стоило — по свежести эмоций «Хардкор» мне напомнил кинофильм Cloverfield Мэтта Ривза и Джей Джей Абрамса. Я до сих пор помню, как мы с приятелем сидели в кино, и в тот момент, когда по улицам Нью-Йорка пошли танки с пехотой, а оператор «наблюдал» за этим в суматохе вместе с героями, выползшими из метро — мы посмотрели друг на друга и синхронно в шутку сказали «Это лучший фильм, который я видел». Не всем оно понятно, но «Монстро» не просто взял стилистику сопливой «Ведьмы из Блэр» со снимающим события оператором — он превратил это в новый киноязык. Это был не дешевый прием, а наоборот — необычный, а потому более сложный, ведь все действо нужно было разворачиваться перед объективом одной камеры. Позже это переросло в модную нынче съемку «одним дублем».
«Я принимаю этот ваш комплимент, это очень лестное для меня сравнение, мне действительно понравился этот фильм» — довольно улыбаясь сказал Илья после просмотра.
Hardcore-movie-image
«Хардкор» — следующий шаг в развитии этих идей. Возможно, не вперед, а в сторону, но в любом случае картина смотрится очень и очень свежо. В этот раз оператор не только «находится рядом» и переживает события вместе с героями, а становится главным действующим лицом. И это самое впечатляющее в фильме — есть большая разница между короткой сценой из кинофильма Doom, например, или там клипом «Bad Motherfucker» и полноценным кинофильмом. Из эффектного, по сути одноразового, приема подобный подход нужно превратить в новый киноязык. Нужно рассказать полноценную историю, придумать разнообразные сцены, грамотно разбавлять экшен более спокойными эпизодами, не теряя при этом динамику и зрительский интерес. И на удивление почти со всеми моментами авторы «Хардкора» справились. Более того, гораздо лучше, чем можно было предположить по трейлерам и другим рекламным материалам. Безусловно, в моменты динамичного экшена далеко не всем в кинотеатре будем комфортно — невольно хочется прибавить количество кадров, но тогда это уже будет не кино. Авторы «Хардкора» понимали все нюансы, поэтому совсем уж ад фильме происходит редко и в большинстве случаев мельтещащая камера скорее добавляет ощущений, а не раздражает, хотя недовольные определенно найдутся.
hardcore-henry-haley-bennett-2
По сюжету «Хардкор» это такой правильный поп-культурный балаган — из лаборатории, парящей над Москва Сити, при помощи своей супруги-лаборантки, сбегает некий Генри, превращенный в киборга слепым-злодеем-джедаем Аканом, которого играет Данила Козловский. Естественно, наемники злой корпорации, превращающей людей в киборгов, бросаются на поимку сбежавшего. Начинается безумная гонка по улицам Москвы и ее окрестностям. В самые неожиданные моменты на помощь Генри приходит некто Джимми (Шарлто Копли) — таинственный ученый, который противостоит корпорации. Если это напоминает вам все фантастические фильмы и видеоигры сразу, то знайте — так все и задумано. Не каждый режиссер представляет свой первый фильм в футболке The Last of Us. Но «Хардкор» это не попурри, а скорее трибьют детству всех тех, кому сейчас 30. Важно, что при всем творящемся аде, авторы умудряются выстроить стройную историю со своими твистами и вполне оригинальными моментами.
hardcore
«Хардкор» — это такой классический первый фильм талантливого голодного режиссера, который еще не расслабился и старается сделать каждую секунду фильма со вкусом. По количеству креатива, того, что принято называть «режиссерскими моментами» и набору способов убить человека, приключения Генри бьют все разумные рекорды. Кино начинается со сцены, где герою вставляют на место глаза. Красиво обыгранный ход повторяется несколько раз за фильм (ну, выпадают у героя глаза — подумаешь), чтобы по-чеховски выстрелить самым неожиданным образом при финальной разборке с «боссом». За всю историю по-культуры было много злодеев, которые обладали телекинезом, но только персонаж Данилы Козловского кидается в главного героя голыми шлюхами. Основной креатив, конечно, связан с персонажем Шарлто Копли — он здесь отыгрывает под десяток образов от бомжа до кокаинового гангстера с куполами и самого натурального капитана Прайса из Call of Duty: Modern Warfare. Да, знаменитый уровень в «Припяти» тоже процитирован, но опять же — крайне креативно. Не буду спойлерить.
8337973_new-hardcore-henry-trailer-makes-you-feel_77120aa_m
Это, конечно, отдельный фан — ловить отсылки к кино, сериалам и играм. Причем, каждый увидит что-то свое — это немедленно выяснилось после просмотра, когда мы начали обмениваться впечатлениями. Причем, одни и те же эпизоды вызывали разные ассоциации. Кому-то начало напоминало Bioshock Infinite, кому-то Mirror’s Edge, подрыв фургонов корпорации на C4 выглядел экранизацией игровых моментов Battlefield 3, начальная сборка героя кому-то напоминала Deus Ex: Human Revolution, а кому-то Робокопа. Илья Найшуллер уверяет, что далеко не все «цитаты» намеренные. Тут скорее дело в том, что снимавшие «Хардкор» люди одного культурного посева со своими зрителями, а через весь фильм непременно проходит видеоигровая логика. Локации сменяются словно уровни шутера, разбавляются мирными «скриптовыми сценками», обязательно переходят в тотальный шутаут на выходе с обязательной поездкой на машине с миниганом, прочими «разряжающими» активностями и боссом-небоскребом в финале.
Но, кстати, ошибочно называть «Хардкор» простой экранизацией экшен-игр. По ощущениям, это все-таки в первую очередь кино, причем с уникальным стилем, который спустя несколько минут после начала фильма тебя по-настоящему цепляет, погружает и не отпускает до финала. «Хардкор» это скорее то, к чему стремятся современные видеоигры — ведь до сих пор в шутере нельзя защемить ногу врагу входной дверью и выстрелить в пятку, как делает Генри. Также, как нельзя реалистично высовываться из-за укрытия и свободно размахивать оружием — что-то подобное будет достигнуто в новом поколении VR-игр. Как вариант, ждем возрождения American Laser Games и Drug Wars.
hardcore
По итогам, я остался от фильма в восторге, чего и вам желаю. Вообще, то, что с «Хардкором» все будет хорошо стало понятно уже по титрам — они прям на уровне самых запомнившихся историй вроде Lord of War. К слову, далеко не все эпизоды были сняты на GoPro — титры и оупенинг фильма, с неожиданно заглянувшим на огонек Тимом Ротом, работа, например, RED. Да, и то, что выжали авторы из картинки GoPro третьей версии просто-таки восхищает и совсем не похоже на «Bad Motherfucker».
«У нас в России очень любят смотреть экранки. Я сам таким был. Когда вышла первая Матрица почему-то никто из друзей мне не сказал, что ее нужно обязательно смотреть в кинотеатре. И я буквально ненавидел себя за это.Если вам понравится «Хардкор», не забудьте посоветовать друзьям посмотреть его именно в кино, иначе они будут страдать так же, как я».
Лично меня во всей этой истории с «Хардкором» радует пример. Пример того, что простой парень, который смотрел экранки с Матрицей, создал рок-группу, снял клип за 500 баксов, потом клип подороже, а спустя 3 года выходит на экраны его кино, о котором говорит весь мир.
«Не осталось оправданий, чтобы не снимать свое кино. Если раньше можно было сказать «у меня нет 150 тысяч долларов на камеру», то сейчас хоть бери и на телефон снимай — примеры уже есть. Просто бери и снимай» — ответил Илья на дежурный вопрос из зала после просмотра.

P.S. Игру по фильму разумно решили не делать.
«Ну, я знал, что хорошим студиям не интересно делать проект по Хардкору, а те студии, которые захотят — те уже нам неинтересны».

Прокрутить вверх